Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения сайта Воронежского института МВД России. Обновить мой браузер

×

Главный критерий – система нравственных ценностей

Так уж совпало, что среди тех, кому доверили руководить Воронежским институтом МВД России, который 1 октября этого года отметит свой 30-летний юбилей, нынешний начальник - Александр Викторович Симоненко - стал по счёту пятым. И, как показало время, эта «пятерка» выразилась не только в количественных, но и в качественных результатах. Несмотря на то, что не прошло ещё и трех лет с момента его прихода в воронежский милицейский вуз, добился он уже очень многого. Поэтому уже сейчас можно сказать, что Симоненко внёс в историю института свою положительную лепту. Об этой лепте и задачах, которые он видит в российском милицейском образовании и воспитании, мы с ним сегодня и поговорим.

- Александр Викторович, насколько сложно быть начальником Воронежского института МВД России? Что изменилось в нём за время Вашего руководства?
- Руководство таким крупным и специфическим вузом весьма престижно и очень ответственно. В сравнении с Брянским филиалом Московского университета МВД, где я проработал 12 лет, управлять им намного сложнее. Объемы по всем параметрам в четыре раза больше. Это и количество сотрудников и обучающихся, и учебно-материальная база... Такие масштабы требуют максимального напряжения сил, энергии, времени, опыта и самоотдачи. Специфика нашего вуза в том, что его основу составляет радиотехнический факультет, на котором мы готовим специалистов по инженерным специальностям для подразделений вневедомственной охраны, связи и телекоммуникаций. Другие вузы МВД милицейских инженеров не готовят. Хотя наш юридический факультет не менее престижен и авторитетен. По числу постоянного и переменного состава Воронежский институт пятый из 22-х милицейских вузов страны. В 2007 году мы начали поднимать уровень культурных, интеллектуальных и моральных требований, прежде всего, к руководящему составу, да и ко всем сотрудникам и курсантам, создавать в коллективе новую систему ценностей, фундамент которой - нравственность и патриотизм. Патриотизм, в первую очередь, к милицейской профессии, к праву, к закону. Я понимал крайнюю необходимость создания в коллективе другой морально-психологической атмосферы, обстановки открытости, справедливости, высокой ответственности, организованности и дисциплины. Мы тогда начали «очищаться» от сотрудников, которые, мягко говоря, не обладали необходимой профессиональной компетентностью и порядочностью. Сегодня у нас во многом обновленное руководство института, высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, включающий более 150-ти кандидатов и свыше 30-ти докторов наук. С нынешним коллективом уже можно решать задачи любой сложности. Мы во многом переработали учебные планы всех специальностей в целях усиления практической направленности учебно-воспитательного процесса, максимально оптимизировали его к современным требованиям милицейской практики. На качественно новый уровень поставили вопросы сотрудничества и взаимодействия с практическими ОВД. Максимально привлекаем сотрудников ГУВД, вневедомственной охраны, криминальной милиции и милиции общественной безопасности для участия в учебно-воспитательном процессе, большинство практических занятий проводим в ГРОВД, муниципальном полку милиции и других подразделениях. Все заместители начальника и начальники управлений ГУВД области являются членами Государственной аттестационной комиссии и возглавляют предметные комиссии. Во время государственной аттестации они осуществляют «госприемку» специалиста, которого ГУВД или ДГЗИ направило пять лет назад к нам на обучение. Я очень признателен председателям ГАК начальнику департамента государственной защиты имущества МВД России генерал-лейтенанту милиции В.В. Савичеву и начальнику ГУВД по Воронежской области генерал-лейтенанту милиции О.В. Хотину за постоянное внимание, всемерную помощь, плодотворное и конструктивное сотрудничество в деле повышения качества подготовки специалистов. За последнее время изменилась учебно-материальная база и внешний облик института. За два с половиной года мы провели ремонт многих аудиторий, лабораторий, лекционных залов, двух залов борьбы, спальных и служебных помещений курсантских общежитий, кровли, водо-тепло и электроснабжения, канализации, заменили в старом учебном корпусе, которому 30 лет, около 900 оконных рам, произвели существенную реконструкцию загородной учебной базы института. Мы капитально отремонтировали клуб, читальный зал библиотеки, конференц-зал, курсантскую столовую, столовую для постоянного состава, сделали очень современную спортивную площадку с искусственным покрытием для мини-футбола, баскетбола и волейбола, спортгородок с полосой препятствий. Сейчас обновляем фасад главного корпуса, заканчиваем капремонт общежития гостиничного типа на 40 номеров, в которых будут проживать слушатели, прибывающие к нам со всей России на курсы повышения квалификации. В прошлом году в институте создан отдел информационно-технического обеспечения образовательного процесса, который обеспечивает учебно-воспитательный процесс современными информационными технологиями. Существенно развивается компьютерная база. В конце 2006 года у нас было 340 компьютеров, - сейчас 750. В локальную сеть объединены 450 самых современных компьютеров, все они подключены к сети «Интернет». Курсант может работать во «всемирной паутине» не только в учебных аудиториях, но и в читальном зале библиотеки, и в нашем Интернет-клубе. На кафедре телекоммуникационных систем оборудована и оснащена самыми современными техническими средствами лаборатория, для обучения специалистов по эксплуатации и обслуживанию единой информационно-телекоммуникационной сети МВД. На кафедре криминалистики создана современная цифровая фотолаборатория, в которой курсанты работают с огромным интересом. Многие лаборатории кафедр радиоэлектронных устройств, технических систем безопасности и связи, информационной безопасности, организации деятельности подразделений вневедомственной охраны, тактико-специальной подготовки оснащены новым современным учебно-практическим оборудованием, приборами, техникой и наглядными пособиями. В числе крупных институтских приобретений – интерактивный тир, позволяющий обучать курсантов и сотрудников выполнению задач в различных сложных служебных ситуациях. Гораздо больше внимания мы стали уделять физической подготовке курсантов и сотрудников, которая, на мой взгляд, должна быть одним из основных компонентов обучения в милицейском вузе. Институту была дана высокая оценка, когда в прошлом году наш вуз посетили первый заместитель министра Михаил Суходольский, начальник Департамента кадрового обеспечения Владимир Кикоть и начальник Департамента государственной защиты имущества МВД России Владимир Савичев. Тогда в режиме видеоконференции первый замминистра общался с курсантами и сотрудниками одиннадцати вузов МВД
- Технический профиль обучения в Воронежском институте МВД России, пожалуй, единственный и востребованный в нашей системе? Чем специалисты-радиоинженеры, выпускаемые здесь, отличаются от выпускников технических специальностей в гражданских и военных вузах?
- Уникальность и сложность состоит в том, что на двух факультетах специальности диаметрально противоположные. На радиотехническом, – сугубо инженерные: «Радиотехника», «Защищенные системы связи», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», на юридическом, – гуманитарные: «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция». Руководство министерства полагает, что такой вуз должен быть, и главное его направление – подготовка милицейских инженеров. Это специалисты стремительно развивающихся в МВД телекоммуникаций, связи, защиты информации, вневедомственной охраны. Единая информационно-телекоммуникационная сеть сегодня дает неограниченные возможности, ее базой данных могут пользоваться и оперативные работники, и сотрудники МОБ, ГИБДД, других подразделений. Не случайно в этом году нам увеличен набор на радиотехнический факультет по очной форме обучения на 50 человек. Ранее, к сожалению, в учебных планах инженерных специальностей на радиотехническом факультете, была абсолютно недостаточна именно «милицейская составляющая». Подготовка курсантов по тем старым планам мало чем отличалась от подготовки специалиста в гражданском вузе. В 2007 году мы переработали учебные планы, максимально насытили их именно милицейской подготовкой, курсами и факультативами, дисциплинами юридического профиля. Теперь программы обучения нашего инженера максимально приближены к милицейской специфике. С этого года мы начали теоретическое и практическое обучение всех курсантов по программам подготовки сотрудника патрульно-постовой службы милиции. Перед нами стоит задача научить курсантов правильным действиям при пресечении и предупреждении правонарушений и преступлений, в ситуациях, когда они становятся свидетелями нарушений общественного порядка и безопасности граждан. У нас доходило порой до абсурда, когда курсант старшего курса радиотехнического факультета, будучи очевидцем совершения преступления, проявлял бездействие или действовал непрофессионально. То же имело место и когда противоправное действие совершалось по отношению к самому курсанту.
- По каким специальностям проводится переподготовка кадров в институте, из каких регионов приезжают сюда?
- В основном это сотрудники вневедомственной охраны, подразделений по делам несовершеннолетних. Их количество довольно внушительно, в этом году 980, уступаем лишь Московскому университету МВД. И, что очень важно, на повышение квалификации к нам пребывают сотрудники из всех регионов России. Это и Приморский край, и Урал, и Сибирь, и Северо-Западный, и Приволжский, и Южный, и Центральный округ. Контингент самый разный: от заместителей начальников управлений вневедомственной охраны субъектов РФ до дежурных по пункту централизованной охраны, от руководителей областных и краевых ПДН до рядовых инспекторов по делам несовершеннолетних. В этой связи важно отметить, что на юридическом факультете нашего вуза ювенальная специализация, и с прошлого года мы проводим повышение квалификации этих специалистов.
- Существуют ли проблемы в отборе кандидатов на обучение в вузе? Какие недостатки мешают закреплению выпускников института в милицейских подразделениях?
-Главная проблема в том, что за последние 15-18 лет у нас выросло «перестроечное» поколение молодых людей, состояние здоровья которого и физическая готовность намного слабее предыдущих поколений. Желающих поступить к нам много, а военно-врачебную комиссию проходят процентов 50-60. И это несмотря на то, что требования к медицинским показателям абитуриентов частично упрощены. К сожалению, мы до сих пор не можем с большой долей вероятности определить и исследовать мотивацию абитуриента: действительно ли он по зову души выбрал наш вуз и твердо решил связать свою судьбу с милицией. Нельзя сегодня умалчивать тот факт, что некоторые абитуриенты стремятся поступить в вуз МВД с целью получения «права» нарушать закон и не нести за это ответственности. Они проявляются уже в процессе учебы, и мы вынуждены расставаться с такими курсантами, а ведь на их месте могли бы быть хорошие ребята. Закрепляемость выпускников в первую очередь зависит от уровня сформированности профессионально-значимых личностных качеств молодого специалиста, от уровня его знаний и умений и, конечно же, правильной мотивации. Все это мы стремимся вложить в него в вузе. Но очень многое зависит от морально-психологической обстановки в органе, в котором он делает первые самостоятельные шаги, от того, насколько по-отечески и заботливо относится к нему наставник, начальники и сослуживцы. Там где руководители это понимают, закрепляемость выше, результаты намного лучше. В тоже время не могу не отметить, что закрепляемость наших выпускников в милицейских подразделениях стала намного выше, нежели в конце 90-х – начале 2000-х годов, когда наблюдался отток кадров. Кстати, подразделения ГУВД по Воронежской области на 90 процентов укомплектованы нашими выпускниками.
- К сожалению, у некоторых граждан складывается негативное отношение к милицейскому вузу. Что, по Вашему мнению, главным образом, должно влиять на формирование положительного имиджа Воронежского института МВД России?
- Сегодня положительный имидж нашего института создает та нравственная система ценностей, о которой я говорил выше, над созданием которой мы продолжаем усиленно работать. Это наш главный критерий. Создавая такую систему ценностей, мы ориентировались на основной принцип – принцип личного примера руководителя любого ранга. В первую очередь это касается меня, моих заместителей, руководителей кафедр, подразделений, служб. Если мы, руководители будем предельно ответственны за судьбу наших воспитанников, будем честными, справедливыми и порядочными по отношению к ним, будем всегда проявлять о них отеческую заботу и будем для них примером в исполнении своего служебного долга, - успех обеспечен. Если где-то кто-то из нас фальшивит, - успеха не будет. Приехав в Воронеж, я был очень удивлен тому, что в объявлениях о приеме на работу, которые помещали некоторые местные газеты и сайты, периодически появлялась строка: «Лицам с дипломом Воронежского института МВД России просьба не обращаться». Но, видимо, такие объявления давались не со злым умыслом, это зависело от авторитета вуза. Ведь от людей ничего не скроешь, даже отгородившись высоким забором. Раньше некоторые считали, что институт расположен на окраине города, и мало кто знает, как мы воспитываем и обучаем курсантов, какая у нас морально-нравственная обстановка. Но это далеко не так. О негативных моментах в нашей работе всем сразу становятся известно. Курсанты, слушатели и студенты делятся своими впечатлениями о вузе, руководителях и педагогах с близкими и знакомыми. А значит, имидж института во многом формируется под воздействием их впечатлений и оценок. Я очень люблю свою работу и считаю большим счастьем заниматься обучением и воспитанием детей и сотрудников, создавать для них положительную воспитательную среду, максимально благоприятные условия для развития и профессионального становления. Приятно, когда видишь плоды своего труда. Институт стал смотреться немножко приятнее, все это отмечают, и, надеюсь, не льстят. А главное, по-другому засверкали глаза курсантов, и это тоже приятно. Их доброжелательные, одухотворенные лица при встречах, искренние приветствия особенно меня радуют.
- Желаем, чтобы эта радость не покидала Вас, а успехи приносили все Ваши благородные дела!

Беседовал Андрей ЗЕЛЕНИН